Религии древнего Перу

 

Религия как социальная и мировоззренческая система всегда имела огромное значение для архаических обществ, включая культуры древнего Перу. Это довольно сложно представить, однако в древности каждый элемент повседневной жизни был пронизан религией. В религиях древнего Перу еще остается много неизвестного и неясного, поэтому очень важно анализировать соответствующий материал осторожно и не предвзято.

 

Главными источниками по изучению древнеперуанских религий служат документы колониальной эпохи (в особенности это касается государства инков) и данные археологии, но следует иметь в виду, что каждый из этих типов крайне неоднороден по составу и включает в себя множество разновидностей.

 

Мне хотелось бы подчеркнуть, что я использую термин «религии» древнего Перу неслучайно, потому что разнообразие религиозных мировоззрений в различных культурах не позволяет с уверенностью говорить о единой религии в этом регионе в древности. Этот терминологический вопрос требует специальных исследований. Однако очевидно, что мировоззрения культур  древнего Перу имели между собой много общего. Очевидно, что в рамках одной статьи невозможно проанализировать все религиозные аспекты древнеперуанских культур: для этого необходима как минимум пространная монография. Главная цель настоящего обзора — назвать некоторые важные черты перуанских религий и коротко охарактеризовать их.

 

Одной из самых базовых черт этих религиозных верований является политеизм,  что характерно доя большинства архаических культур. Этот факт может показаться чересчур очевидным, но он важен для понимания сущности перуанских религий. Каждая культура древнего Перу имела собственное главное божество, например, у инков и в культуре Тиуанако это был бог солнца, в культуре Чиму — богиня луны. Но во всех культурах андской цивилизации перечень богов был примерно одинаков. Это одна из главных причин, позволяющих рассматривать этот регион в древности не как простую совокупность культур, но как единую цивилизацию. К сожалению, андский пантеон известен достаточно плохо, особенно его доинкские элементы. Главная причина — отсутствие письменных источников, которые были бы написаны во времена существования доинкских культур. Поэтому единственное, что имеется в распоряжении исследователей, — это данные археологии, в особенности изображения на керамических изделиях. Культура Моче особенно известна своей иконографией на керамике, но интерпретировать эти многочисленные сцены весьма сложно. Однако на основе анализа иконографии разных культур можно сказать, что не только боги, но и мифологические персонажи более низкого ранга в представлении носителей этих культур имели много общего. Например, персонажи с человеческими и животными чертами (например, змей, кошачьих и пр.) были довольно типичны как для культур побережья, так и для культур горных областей. Этот факт также показывает, что андские религии развивались на общей основе.

 

Другая важная черта андского мировоззрения — это культ предков. Вероятно, религии всех архаических культур содержали этот компонент в той или иной мере, но в религиях древнего Перу он был особенно выражен. Самый известный пример такого рода — это культ мумий в государстве инков. Это было не что иное, как культ предков, возведенный в ранг государственного, который стал одной из основ инкской религии. Существует большое количество упоминаний этого культа в колониальных источниках, например, в «Королевских комментариях об инках» Инки Гарсиласо де ла Вега или в «Первой новой хроники и добром правлении» Фелипе Гуаман Пойма де Айала. Но данные археологии показывают, что культ мумий был типичен не только для государства инков Тавантинсуйу, но и для доинкских государств всех областей древнего Перу. Среди них можно упомянуть такие культуры, как Уари и Чиму.

 

В столице Уари было обнаружено большое захоронение с многочисленными секциями, которые использовались, вероятно, для жертвоприношений. К сожалению, оно было разграблено еще в древности, поэтому нам практически ничего не известно о его инвентаре, но можно предположить, что там был погребен правитель. Кроме того, в других частях страны были раскопаны захоронения знати (в том числе одно не разграбленное на северном побережье Перу), которые имели специальные камеры для посещений и совершения жертвоприношений.

 

В городе Чан-Чан, который был столицей государства Чимор, было обнаружено несколько архитектурных комплексов, которые получили название «сьюдаделы», то есть цитадели. По ряду признаков можно сделать вывод, что некоторые части этих комплексов использовались как святилища и одновременно как усыпальницы. Кроме того, есть данные письменных источников, в которых есть описание таких обычаев.

 

Другая важная сфера, которая объединяет многие аспекты религиозной жизни, это обряды. Хотя каждая культура имела свои особенности, можно выделить обычаи, которые были характерны для всей Андской цивилизации. Одним из таких обрядов являлись жертвоприношения.

 

Конечно, эта цивилизация не была единственной, где были распространены жертвоприношения, в том числе и человеческие. Но можно сказать, что каждая цивилизация имеет собственную модель жертвоприношений. Эта модель характеризуется различными элементами, например, типом жертвоприношений (кого или что приносили в жертву), местом, причиной/поводом. Неповторимое сочетание этих элементов во многом определяет облик религии и культуры в целом. Теперь посмотрим, какие элементы были характерны для религий древнего Перу.

 

В первую очередь следует рассказать о типе жертвоприношений. Они были очень разнообразны, но самые известные, конечно, это принесение в жертву детей. Такие жертвоприношения имели место во время важнейших праздников, таких, как Инти Райми в Тавантинсуйу, который был посвящен главному инкскому богу. Другая возможная причина для таких жертв — это природные катаклизмы, например землетрясения или засухи. Следы похожих жертвоприношений были обнаружены в различных частях Перу, и многие из них относятся к другим культурам. В качестве примера можно упомянуть недавнюю находку в Уанчакито — Лас Йамас на северном побережье страны. Это жертвоприношение относится к культуре Чиму.

 

Другой важный ритуальный аспект — это участие правителя в обрядах и церемониях. Источники не позволяют сделать точных выводов на материале всех культур, но на основе наиболее изученных можно предположить, что правители играли ключевую роль в обрядах почти каждой культуры древнего Перу.

 

В заключение мне хотелось бы еще раз подчеркнуть, что изучение религии необходимо для понимания всех аспектов каждой древней культуры. Относительно перуанских культур можно не сомневаться, что исследователи еще совершат много открытий в этой сфере.

 

 

Избранная библиография

 

Инка Гарсиласо де ла Вега. История государства инков. Л., 1974.

Фелипе Гуаман Пойма де Айала. Первая новая хроника и доброе правление. М., 2011.

Березкин Ю.Е. Мифы заселяют Америку. Реальное распределение фольклорных мотивов и ранние миграции в Новый Свет. М., 2007.

Hocquenghem A.M. Iconografía mochica. Lima, 1989.

Prieto G., Verano J.W., Goeppert N., Kennett D., Quilter J., LeBlanc S., Fehren-Schmitz L., Forst J., Lund M., Dement B., Dufour E., Tombret O., Calmon M., Gadison D., Tschinkel K. A mass sacrifice of children and camelids at the Huanchaquito-Las Llamas site, Moche Valley, Peru // PLoS ONE 14(3): e0211691. https://doi.org/ 10.1371/journal.pone.0211691.

Реконструкции религиозной церемонии инков Инти Райми (кеч. Inti Raymi — «Праздник солнца»).

© 2019 Посольство Перу в Российской Федерации:  105064, г. Москва, переулок Обуха, д. 6, стр. 1, тел.: (495) 662-18-17,

Консульство: тел.: (495) 662-18-68, e-mail: sconsularperu@mail.ru